«Минари»: чем цепляет фильм о корейской семье, получивший шесть номинаций на «Оскар»

8 апреля на российские экраны выходит фильм «Минари» режиссёра Ли Айзека Чуна. Уже во время премьеры на фестивале «Сандэнс» эта картина вызвала восторг у публики, забрав Гран‑при профессионального жюри и Приз зрительских симпатий. С «Золотым глобусом» у авторов вышла нестыковка: работа попала лишь в категорию «Лучший фильм на иностранном языке», поскольку герои говорят на корейском. Хотя снят «Минари» полностью американской командой.

А вот с «Оскаром» у картины более радужные перспективы: она получила сразу шесть номинаций, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». Фаворитом премии пока считают «Землю кочевников», но прошлогодний пример «Паразитов» оставляет немало надежд авторам «Минари».

Тем более что фильм действительно получился очень трогательным и абсолютно универсальным. Хоть он и посвящён семье корейских эмигрантов, история покажется близкой и понятной любому зрителю. «Минари» рассказывает о поисках своего места в жизни и важности родственных уз.

Погоня за мечтой

Эмигрант из Кореи Джейкоб (Стивен Ян) вместе с женой, дочерью и сыном перебирается из Калифорнии в провинциальный Арканзас. Семья живёт в трейлере, взрослым приходится работать на птицефабрике, сортируя цыплят. Но Джейкоб планирует исполнить свою мечту — стать настоящим американским фермером. Он покупает участок земли и пытается выращивать на нём продукты для корейских блюд.

[embedded content]

Вот только работа идёт с большим трудом, сил и денег не хватает. А ещё у младшего сына Дэвида проблемы с сердцем. Тогда Джейкоб перевозит из Кореи тёщу Сунджу (Юн Ё-джон) — очень эпатажную пожилую даму, которая не умеет печь пирожки, но обожает смотреть бокс и ругается матом. Юный Дэвид побаивается родственницы. Однако всем им предстоит пройти через множество невзгод на пути к типичной американской мечте.

«Минари» лишь на первый взгляд может показаться типичной данью социальной повестке: история о мигрантах, которые выживают в Америке. Очень быстро картина даёт понять, что разница культур и рас здесь лишь элемент сюжета, но никак не его основная составляющая.

Эта история посвящена тем, кто пытается пробиться в незнакомом месте и мечтает достичь большего. Из‑за этого «Минари» и кажется совершенно универсальной притчей: США можно сменить на любую другую страну, а корейцев — на представителей другой национальности. Однако идея окажется той же.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

Потому в главных героях картины легко найти знакомые черты. Причём авторы фильма при явной любви к персонажам не пытаются их идеализировать и превратить в образец для подражания. Джейкоб часто совершает необдуманные поступки. Мало того, он даже не советуется с женой, принимая решения за всю семью. Это приводит к неизбежным конфликтам.

Да и в целом сюжет скорее иронизирует над типичными историями об американской мечте, чем следует им. Фильм вроде бы говорит о трудностях ассимиляции, но нередко выворачивает всё наизнанку. Да, корейцы здесь потребляют всё американское — например газировку, которую буквально превозносят. А ещё они ходят в местную церковь за неимением другой. Но при этом забавным и суеверным работником выставляют не Джейкоба, а его помощника — американца Пола (Уилл Паттон), регулярно таскающего на себе огромный крест.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

Всё это приводит к одной важной, немного грустной, но очень жизненной морали. Человек может быть сколько угодно добрым и обаятельным, но это никак не застрахует его от ударов судьбы.

При этом «Минари» старательно отказывается поучать зрителя. Фильм не советует подражать персонажам, но и не отговаривает от подобных авантюр. Недаром главным героем истории автор сделал малыша Дэвида. Он лишь наблюдает за происходящим, пропуская всё через призму своего детского восприятия.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

Как ни удивительно, но именно этот герой, бессильный хоть сколько‑то повлиять на происходящее, да ещё и с проблемами со здоровьем, внушает оптимизм.

Семейная история

Режиссёр Ли Айзек Чун, сам же и написавший сценарий фильма, не скрывает, что сюжет частично основан на его собственной биографии. Это, кстати, роднит картину с фаворитом «Оскара» 2019 года — «Ромой» Альфонсо Куарона. Но тот включил в свой сюжет лишь атмосферу и места. Создатель «Минари» же идёт дальше — в образе Дэвида явно угадывается сам режиссёр.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

Именно поэтому при всех недостатках образы героев прописаны с такой теплотой. Сцена, когда дети, наблюдая за ругающимися родителями, начинают бросать в них бумажные самолётики с просьбами о примирении, не тронет лишь тех, у кого совершенно нет эмпатии к экранным героям.

А общение Дэвида с бабушкой и вовсе одна из самых обаятельных линий картины. Каждый, кто помнит из детства первые встречи со странными дальними родственниками, увидит много знакомых моментов. Причём этой части отдают и самые яркие шутки (иногда излишне грубые, но очень смешные), и самые трогательные сцены. Юн Ё-джон просто великолепна в этом неоднозначном образе.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

Стоит признать, что времени в фильме хватило далеко не на всех. Жена Джейкоба Моника (Хан Е‑ри) выглядит простым персонажем‑функцией. Сначала она верно следует за супругом, потом ожидаемо устаёт от его проблем. Собственного «я» у этой героини почти нет. Ещё хуже обстоит дело со старшей сестрой Дэвида Энн. Она просто иногда появляется, чтобы немного помочь остальным героям.

Но всё же семья в «Минари» выглядит живым организмом, и, по сути, весь фильм посвящён важности тех, кто находится рядом. Это сквозит и в отношениях Джейкоба и Моники, и в поведении детей, и больше всего — в бесподобном общении Дэвида с бабушкой.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

В семье могут возникать конфликты, иногда она почти разваливается. Но почему‑то ни на секунду не возникает сомнения, что эти люди любят друг друга. И, возможно, главная польза «Минари» в том, что после просмотра этой картины захочется лишний раз позвонить родителям или сказать любимому человеку слова поддержки.

Простота и метафоричность

Фильм Ли Айзека Чуна никак нельзя назвать слишком уж вычурным и необычным в плане визуальной подачи и подтекста истории. Режиссёр пригласил оператора Лачлана Милна, ставшего знаменитым после сериала «Очень странные дела».

В «Минари» множестве красивых планов природы, снятых ручной камерой, контрастирующих с бледными и статичными кадрами будничной жизни семьи. Но всё же съёмки не перетягивают на себя внимание, лишь помогая чувствовать переживания героев.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

Однако в видимой простоте запрятано немало интересных метафор. Причём режиссёр не подаёт их слишком уж нарочито. Бросается в глаза лишь само растение минари (оно же омежник). Посаженное бабушкой, оно всё же всходит даже на самой неблагодатной почве, что создаёт ощущение хеппи‑энда при общей мрачности истории.

Но если всмотреться, в фильме есть немало других и более важных иносказательных намёков. Например, вода в качестве главного средства для выживания проходит лейтмотивом через весь сюжет. Это касается и пересыхающего колодца для полива растений, и столкновения с пожаром, и надежды, что источник излечит маленького Дэвида, и даже слишком буквального понимания названия лимонада Mountain Dew.

Кадр из фильма «Минари»Кадр из фильма «Минари»

А дальше лучше позволить зрителю искать и трактовать отдельные сцены самостоятельно. Как уже говорилось выше, Джейкоб и Моника работают, сортируя цыплят на птицефабрике. При этом особей мужского пола «утилизируют», поскольку они приносят меньше пользы. Не намёк ли это на людей, которые не смогли «пробиться»? Да и заживающая дыра в сердце Дэвида тоже явно говорит о многом.

Всё это превращает картину из аналога «Отрочества» Ричарда Линклейтера чуть ли не в «Древо жизни» Малика. Жизнь одного ребёнка здесь не только исследование своей семьи — это аналог всего мира. Более простой и прямолинейный, чем у знаменитых режиссёров‑философов, но зато очень эмоциональный.


«Минари» — совершенно искренняя история, лишённая каких‑либо манипуляций и заигрываний с актуальными темами. Этот фильм не столько о выживании, сколько о близости, взаимопомощи и познании мира. Именно поэтому герои кажутся такими трогательными и настоящими, и за них хочется искренне переживать.

А ещё важнее, что подобные истории не устаревают. Сюжет «Минари» показался бы понятным 20 лет назад, цепляет сегодня и наверняка останется таким же эмоциональным спустя годы.

Читайте также 🧐

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *